В адрес автора блога поступил e-mail от Давыдова С.С. по поводу интерпретации знаковых символов на исламском мавзолее Ак-Астана-баба (юг Узбекистана), датируемых X-XI вв.
Поскольку эта тема интересна более широкому кругу, то автор счел возможным дать ответ в открытом режиме настоящего блога.
Уважаемый Алексей Валентинович,
случайно попал на Ваш сайт http://www.alexarapov.narod.ru и с удовольствие обнаружил для себя много интересных публикаций.
Вопрос "мужских" (http://www.alexarapov.narod.ru/znak/zn03.html) и "женских" (http://www.alexarapov.narod.ru/znak/zn04.html) знаков - очень интересная тема и у нее имеется серьезная этико-религиозная подоплека. Меня она также интересует так как я давно пытаюсь отслеживать все моменты мусульманского изобразительного искусства связанные с контекстом.
Вот только из Ваших статей я не понял каким образом Вы идентифицировали одну и вторую розетку как "мужскую" и "женскую". В центре обеих композиций изображена (если это не поздняя реставрационная доделка) именно правая вихревая розетка. А вот направление плетений принципиально разнятся. Именно в плетениях действительно одна розетка имеет черты "правой" ("мужской"), а другая "левой" ("женской"). Но у Вас в текстах я не нашел указания на это обстоятельство и потому не понял по какому принципу были идентифицированы розетки.
Если это было сделано по положению относительно входа, то я бы хотел отметить, что тропность вещь хитрая: когда мы видим на плоскости два объекта, то прочтение "верх-низ" или "право-лево" очевидно. Но вот когда между ними имеется некий третий объект (цветок, куст, дерево, "царь" и так далее), а тем более такой значимый сакральный объект, как входной проем ("объект перехода"), то точкой отсчета становится именно этот "центральный" объект (в Европе такие композиции называют "геральдическими") и с этого момента левая фигура становится правой (по отношению к смысловому и геометрическому (композиционному) центру), а правая левой.
Если я Вас не правильно понял, то не будете ли Вы любезны разъяснить мне этот момент и, если моя просьба не покажется Вам нескромной, выслать мне фотографию портала с обеими розетками в целом.
С наилучшими пожеланиями,
Сергей Сергеевич Давыдов
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Примите извинения, что не смог сразу ответить на Ваш запрос, а также за то, что без Вашего согласия даю ответ в открытом формате. Но поднятая Вами тема действительно очень интересна и заслуживает обсуждения.
Для удобства открытого диалога привожу здесь общую фотографию мавзолея (вверху), а также фотографии каждого знака (снизу) по отдельности (съемки 2001 г.).
Левый ("женский") и правый ("мужской") знаки Ак-Астана-баба
Описание знаков и их предварительная интерпретация была дана в совместных публикациях 2002 г. с Булатовым М.С. и Туйчиевой Ю.Г.
1. Космограммы Ак-Астана-Баба // журнал «Архитектура и строительство Узбекистана». – Ташкент, 2002, № 1, C.22-25,
2. Забытый «язык символов» Ак-Астана-Баба (на узб., рус. и англ.яз) // журнал «Moziydan Sado (Эхо истории)». – Ташкент, 2002, № 2 (14), C.12-15,
3. Космограммы ранних исламских мавзолеев (на рус. и англ. яз.)// Ежегодное издание Московского отделения. Международной Академии Архитектуры. – М., 2002, С.120-125,
а также в самостоятельной авторской публикации
4. Буддийские мандалы и символика Саманидов (на узб., рус. и англ.яз) // журнал «San’at (Искусство)» . – Ташкент, 2002, № 2–3, С.12-16
Содержание этих статей представлено на сайтах www.alexarapov.narod.ru, а также www.arapov.globalnet.uz.
а) Исходная позиция в интерпретации пары знаков – представление о том, что перед нами космограммы, "прочтение" которых возможно путем аналогий с "прочтением" синхронных по времени рождения классических (круглых) буддийских мандал. Использование этого "языка" позволяет "увидеть" мандалу-космограмму в знаке на портале мавзолея Саманидов(та же знаковая композиция обнаружена автором на потолках пещерных буддийских храмов Дуньхуана (северный Китай) и Бамиана (Афганистан)).
Знаки на портале
мавзолея Саманидов
(X в., Бухара)
Правый знак Ак-Астана-баба дает близкую к классической мандале версию мироустройства. Связь Жизни с космической энергией Солнца, выражаемой в мандале цветком в квадрате, в знаке Ак-Астана-баба отражена спиралеобразным растением с точками-спорам внутри Солнца (наличие «спор» – мужской признак). В Ак-Астана-баба появляется еще один древний восточный знак – спираль, символизирующая вечное изменение, круговорот и возрождение Жизни.
Символогию природного мира, как и квадратная мандала Саманидов, выражает левый знак Ак-Астана-баба. Место круглого женского начала здесь занимает композиция из Солнца и вписанного спиралеподобного Растения. Идея распространения Жизни в пространстве передана двумя кругами «ростков», где формы во внешнем круге проще, чем во внутреннем (отсуствие «спор» и эманация форм жизни – женский признак).
Знак мавзолея Саманидов (квадратная мандала) и монета амира Мансура ибн Нуха (классическая круглая мандала)
Квадратная мандала Саманидов (Дуньхуана и Бамиана), наряду с левым знаком Ак-Астана-баба, воплощает «женский», созидательный, жизнетворящий знак.
Классическая мандала с приоритетом круга, как и правый знак Ак-Астана-баба, выступает «мужским» знаком. Это соответствует семантике круга как символа Неба, представляемого на Востоке мужским божеством, «оплодотворяющим» Землю–Квадрат.
Построение дуальной композиции таких сложных знаков соответствует, на наш взгляд, религиозно-философской концепции, об основопологающей космической роли женского и мужского начала (в китайской-дальневосточной интерпретации - «инь» и «янь») в мироустройстве.
б) В свою очередь, Сергей Сергеевич, было бы интересно узнать – как Вы идентифицируете «пол» розеточных знаков по характеру плетений?
С искренним уважением,
Арапов Алексей Валентинович
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
1 комментарий:
Исследовательские поиски позволяют выдвинуть еще одну версию. Знаки Ак-Астана-баба - два знака-символа, представляющие: левый - жреческую, а правый - царскую традицию. Это два символа власти: левый знак - власти духовной (брахманов), правый - светской (кшатриев).
Отправить комментарий