понедельник, 24 мая 2010 г.

"Осиповский" мятеж в Ташкенте (январь 1919 г.)

В условиях полной блокады советского Туркестана тайной антибольшевистской группой, связанной вооруженными силами белого движения в Закаспии, а также военно-политической британской миссией в его политическом центре – Ташкенте 18–21 января 1919 г. была осуществлена попытка государственного переворота. Несмотря на то, что во главе заговора стоял член РКП (б), военком Туркреспублики К. Осипов, он был нацелен на отстранение большевиков от власти. Ташкентское восстание замышлялось как некоторое подобие большевистского октябрьского переворота 1917 г. в Петербурге. Здесь также делалась ставка на захват политической столицы региона, её ресурсов и коммуникационных возможностей, что позволяло затем взять под контроль железнодорожные линии, а значит и весь Туркестан.

Заговорщики опирались на силы, недовольные большевистской программой социального передела, разочарованными экономической разрухой и гражданской войной. Поэтому первоначальным лозунгом восстания стал «Советы без большевиков!». Антибольшевистский курс оказалась готова разделить часть солдатских и рабочих масс. Неслучайно в состав образованного 27 декабря 1918 г. тайного «Временного комитета» по подготовке восстания вошли председатель Совета железнодорожных мастерских Ташкента, бывший туркестанский комиссар внутренних дел В. Агапов и его помощник И. Попов. Но решительные действия Осиповского комитета в ходе восстания не оставляли сомнений в намерениях мятежников ликвидировать сами устои советской власти в Туркестане.
Начало мятежа планировалось на 25 января (ранее – даже на март-апрель), но 15–18 января Туркестанскому ЧК удалось арестовать часть заговорщиков, близких к военкому, и выступление началось вечером 18 января. В ночь с 18 на 19 января по приглашению Осипова, якобы на совещание, в бывшие казармы 2-го Сибирского стрелкового запасного полка, ставшие центром мятежа, прибыли: председатель ТуркЦИК В. Вотинцев, председатель Ташсовета Н. Шумилов, председатель Туркестанского ЧК И.Фоменко. По приказу Осипова они были тут же расстреляны. В период с 18 по 21 января также погибли председатель Совнаркома В. Фигельский, управляющий делами Совнаркома, нарком внутренних и иностранных дел А. Малков (Малкоф), нарком путей сообщения Е. Дубицкий, председатель чрезвычайного полевого суда А. Червяков.

К утру 19 января военные силы мятежников захватили почти весь Ташкент, за исключением Дома Свободы, военной крепости и Главных железнодорожных мастерских. В возвании к населению Осипов заявил: «Советская власть свергнута, и этот акт должен явиться решительным поворотом в жизни Туркестана... Вам возвращается забытая и поруганная свобода слова, собраний, обществ. Вам гарантируется неприкосновенность личности и жилища...». Временный комитет во главе с Осиповым взял власть в свои руки и объявил о намерении созвать Туркестанское учредительное собрание.

В состав «Временного комитета» Осипова входил бывший полковник царской армии П. Цветков (служил в комиссариате Агапова), что дает основания предположить наличие связей мятежников с подпольным белым движением, центром которого была ТВО. Однако белое подполье Туркестана никак не проявило себя в мятежные январьские дни 1919 г. Вероятно, его лидеры готовились к поддержке антисоветских военных действий армейского масштаба, которые разработал штаб вооруженных сил Юга России (ВСЮР) во главе с главкомом генералом А. Деникиным. Приказом последнего 22 января 1919 г., т.е. практически в те же дни, в Закаспии была создана Туркестанская армия под командованием генерал-лейтенанта В.Савицкого. Тогда же в январе 1919 г. был сформирован Ташкентский офицерский партизанский отряд численностью ок. 100 чел. во главе с князем А. Искандером, сыном великого княза Николая Константиновича. Этот отряд после подавления «осиповского восстания» ушел в Ферганскую долину, а затем через бухарскую территорию перешел в Закаспий и влился в белую Туркестанскую армию.

Удача Ташкентского восстания могла привести к провозглашению автономного Туркестана, имевшего шансы на прямые связи с Великобританией и поддержку со стороны её военных сил в северо-восточной Персии и Закаспии. Не вызывает сомнений, что такой «проект» был частью британской миссии Фредерика Бейли, который, перейдя на нелегальное положение, укрылся в горах к северу от Ташкента, а накануне мятежа Осипова вернулся в город. Обращает на себя внимание синхронное мятежу в Ташкенте появление в Закаспии командующего британской Черноморской армией генерала, сэра Джорджа Мильпа, прибывшего туда 21 января 1919 г. из Константинополя для изучения ситуации (!) в Центразии.

Мятежники продолжали наступать и 19 января захватили Дом Свободы. Уничтожение руководства Туркреспублики и захват основных госучреждений стали пиком восстания. Мятежникам не удалось взять Ташкент под полный контроль. В связи с гибелью руководства ЦИК и Совнаркома собравшийся 19 января в Главных железнодорожных мастерских советский актив Туркреспублики образовал Временный военно-революционный Совет. Большинство из 37 мест в этом временном правительстве получили левые эсеры.
Позднее однако партию левых эсеров Туркестана обвинили в причастности к восстанию. Косвенно на это указывал тот факт, что Ташкентское восстание началось вечером того дня, когда отрылся Туркестанский краевой съезд левых эсеров. Известно, что на закрытых заседаниях этого съезда обсуждались вопросы захвата власти. Руководители ЦК партии левых эсеров знали о готовящемся мятеже и планировали поддержать его в случае успеха. Подтверждением этого называют переброску в Ташкент в декабре 1918 г. военного отряда эсера Г. Колузаева с Закаспийского фронта. Поэтому, одной из движущих сил антибольшевистского режима после победы Осипова могли стать левые эсеры.

Казалось бы, для падения большевистского режима группе Осипова и проэсеровскому советскому правительству оставалось договориться между собой. Но этого не случилось. Рабочие массы Ташкента, являвшиеся главным ресурсом советской власти, остались верными большевикам. Уничтожение их лидеров привело к консолидации. В критический момент на защиту Туркреспублики без особых колебаний встали военные командиры из числа левых эсеров. Тот же левый эсер Колузаев 19 января стал главкомом советских войск. Против «осиповцев» выступил гарнизон Ташкентской крепости, комендантом которой являлся левый эсер Иван Белов.

Уже 20 января, опираясь на Главные железнодорожные мастерские и Ташкентскую крепость, верные Туркреспублике военные части и красногвардейские рабочие отряды выступили на подавление восстания. 21 января мятеж был подавлен. Осипов, забрав казну госбанка Туркреспублики, бежал на север и укрылся в верховьях Чирчик. 26 января 1919 г. погибших комиссаров похоронили в братской могиле в бывшем Александровском парке Ташкента. В советские годы одним из главных памятников Ташкента был монумент памяти 14 Туркестанским комиссарам, стоявший на площади перед Ташкентским вокзалом. За верность Туркреспублике И. Белова назначили заместителем главкома, а с апреля 1919 г. – главкомом войск ТуркАССР.

Большевистским ответом на осиповский мятеж стала зачистка Ташкента с целью ликвидации всех потенциально опасных для Советской власти элементов столицы. С прежним, относительно либеральным советским режимом, было покончено! Именно в январе–феврале 1919 г. органы Советской власти путем тотального террора в европейской части Ташкента уничтожили без суда и следствия по оценкам оценкам Эсертона К. до 2 тыс. чел., преимущественно мужчин возраста 15–65 лет из обеспеченных классов, чем обеспечили себе полный контроль на столицей Туркестана.
Провал "осиповской" акции исчерпал российский («белый») ресурс антисоветского сопротивления в центре Туркестана, которое отныне было представлено только национальным движением басмачества. Причастностью к «осиповскому мятежу» была скомпрометирована партия левых эсеров Туркестана, что стало одной из причин её самороспуска в марте 1919 г. Значительная часть членов этой партии вступила в ряды Компартии Туркестана.

/глава из неопубликованной рукописи "Революция в сердце Азии"/

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Добрый день, ищу информацию о моем прадедушке, полковнике Мейере Евгении, он служил в Ташкенте до революции 1917,вскоре после революции погиб. Если Вы что-нибудь знаете о его судьбе, прошу сообщить.
Спасибо за сведения, опубликованные в блоге ))