воскресенье, 8 января 2012 г.

"Великие смыслы Пятерицы Алишера Навои"

пересказ главы XLIX поэмы «Смятение праведных»
«Рассказ о том, как Искандар* завоевал весь мир»

Все страны было дано завоевать Великому Искандару. Своей царской волей он соединил все части мира в одно целое, распространив власть на семь поясов земли, осыпая их дождем золотых монет своего чекана. Земные цари, склонились перед ним и гордились тем, что несут ярмо Искандара. Неудержимый в познании, он побывал во всех концах Подлунного мира, проплыл по всем неведомым морям.
Его признали не только великим царем, но и пророком, святым человеком. По величью деяний и замыслов Искандара сравнивали с легендарным Джамшидом, считая, что он владеет его всеведущей Чашей. Казалось, что сам небосвод произносит ему хутбу, а звезды вручили ему венец Вселенной, сделав владыкой семи небес.
Но судьба уготовила Искандеру несчастье покинуть этот свет во цвете лет и славы. Неизвестная болезнь неожиданно настигла его, сделав беспомощным. Грудь стеснилась тоской ухода. Никто, ни его рабы, не мудрецы у трона не могли ничем помочь. Все «цвели на ветвях жизни», а ему было суждено уходить во прах земли.
В тот тяжкий миг, собрав остатки сил, Искандар обратился к соратникам и друзьям:
«Измученный болезнью и униженный своей слабостью, я чувствую близость смерти, и уже с болью слышу бой литавр, знаменующих о переселении в мир иной. Скоро птица моей души умчится читать книгу вечности. Моим уделом будет темнота, а вечным домам станет саркофаг.
Вам завещаю: при похоронах в отверстие гроба выставьте кисть моей руки. Пусть видят все, что властелин мира, получивший все, что может иметь человек, познавший тайны неба и глубин, уходит из жизни с пустыми руками. Пусть жизнь и смерть Искандара станут назиданием тщетности земных стремлений: владея всем при жизни, я, как все, ничего не могу унести с собой!»
* * *
О, Навои, отрешись от мира! Да, что мир? Отрешись от своей Души. Кравчий, помоги мне и принеси вина. Я беден, но тоже грешен амбициям, так что принеси мне «Зеркало Искандара»: хочу посмотреть – не слишком ли и я увлечен суетой жизни.
- - - - - - - - - - - -
* в восточной традиции под именем Искандара Зулькарнайна (Двурогого) имеется в виду историческая персона Александра Македонского, в разгар великих завоеваний неожиданно скончавшегося в 323 г. до н.э. в Вавилоне.

Комментариев нет: